Надувные лодки: эксплуатация и факторы, влияющие на долговечность надувных лодок
Срок службы надувной лодки (НЛ) во многом зависит от ее владельца, от того, насколько правильно он ее эксплуатирует и хранит, и определяется местом, условиями и интенсивностью использования. Практика показывает, что максимальный срок службы НЛ не превышает 15-20 лет и зависит от срока старения прорезиненной ткани. В отдельных случаях надувные лодки выходят из строя в первый же сезон. Чаще всего причиной является грубое нарушение малоопытным владельцем оговоренных предприятием-изготовителем требований к эксплуатации.
К факторам, влияющим на долговечность НЛ, относятся солнце, кислорд воздуха при наличии внутри лодки избыточного давления и влаги. Анализ случаев преждевременного выхода НЛ из строя показывает, что главным из перечисленных факторов является избыточное давление воздуха в камере. Воздух, будучи конструктивным материалом, при излишне большом, сверх допустимого давлении, вызывает серьезные повреждения оболочки.
Опасность представляет не столько само по себе чрезмерное повышение давления при накачивании лодки во время подготовки к спуску на воду, сколько то, что неопытный владелец не учитывает увеличение давления внутри камеры при нагреве. Наполненная ранним утром после ночного холода лодка с восходом солнца начинает нагреваться. При повышении температуры воздуха внутри лодки, он (воздух) стремится расшириться и, поскольку объем камеры практически постоянен, это приводит к опасному повышению давления, а в ряде случаев и к беде – оболочка лопается, лодка теряет плавучесть и, как следствие, теряет остойчивость. Для примера, повышение температуры воздуха с 10 до 45°С вызывает увеличение давления вдвое.
Повышение избыточного давления внутри оболочки может происходить как из-за общего повышения температуры окружающей среды, так и из-за прямого нагрева поверхности лодки лучами солнца. Поверхность оболочки лодок на солнце быстро нагревается (особенно НЛ темного цвета: черных, темно-синих, зеленых, темно-красных) и достигает иногда 75°С.
Вспоминаю давний случай. Отдыхая в Карелии, в районе о. Терву, по незнанию оставил на берегу резиновую лодку черного цвета. Солнце палило, температура воздуха была 25-28°С. Лето 1991 года выдалось теплым. Грибов и ягод в августе "народилось" много. Далеко в лес можно было и не забираться. Отойдя метров 300 от берега, ваш покорный слуга занялся грибной охотой. Не прошло и 15-20 минут, как характерный хлопок "отрезвил" мою голову. Подойдя к лодке и осмотрев результат своей неопытности, я увидел "рану", ремонт которой на берегу не представлялся возможным. Особенно, когда вспомнил, что отправившись за грибами, взял только нож и корзину. Помог случай. Катер стоял в 300-400 метрах, и капитан Ю.М. Павлов тоже слышал хлопок и в бинокль увидел "останки" лодки. После того, как наша робинзонада закончилась, вечером мне пришлось долго думать, как "залечить"рану на НЛ, ведь она была добротно склеена, держалась на солнце из последних сил и рванула по полной программе.
Воздействие повышенных температур, атмосферного кислорода, озона и солнечной радиации приводит к старению резинового покрытия оболочки, деталей из резины и к необратимым изменениям качества материала. Влияние солнечной радиации проявляется главным образом в образовании мелкой сетки трещин на поверхности, которые впоследствии также приводят к изменению технических свойств материала. Опасность представляет попадание влаги внутрь надувных камер лодки, неизбежное при хранениии ее в сыром непроветриваемом помещении или при укладке непросушенной лодки. В большинстве случаев вода внутрь оболочки попадает через клапаны наполнения, например, при промывке наружных поверхностей от загрязнений (в ненаполненном состоянии) или во время наполнения камер воздухом, если в соединительном шланге имелась вода.
Кроме того, на внутренней стороне оболочки влага конденсируется из-за разности температур. Вода внутрь лодки может попасть во время эксплуатации даже через малозаметные повреждения оболочки. Попадание влаги в камеры, имеющие нарушение внутреннего резинового покрытия, вызывает загнивание текстильной основы, что приводит к снижению прочностных свойств материала оболочки, внутренних заделочных лент, перегородок и отслоению резинового покрытия. Эти очень опасные изменения свойств важных деталей лодки практически обнаружить невозможно, а действие их может проявиться в любой момент, например,в аварийной ситуации (когда при повреждении одного из отсеков могут выйти из строя перегородки).
На моторных лодках под воздействием воды происходит коррозия металлических деталей, а также набухание деревянных деталей, коробление и расслоение фанеры. Со временем и, особенно, при нарушении правил эксплуатации НЛ, качество покрытий нарушается, а влага еще и усугубляет нелегкую жизнь НЛ, т.к. вода почти всегда имеется в лодке из-за забрызгивания при ходе под мотором, на волнении, в дождь, при рыбной ловле.
Для лодок, эксплуатирующихся в водоемах с концентрацией соли до 20%, испарение воды под действием солнца вызывает отложение соли на поверхности НЛ. После эксплуатации в соленой воде не лишним будет следующее: ополаскивание НЛ пресной водой, просушка и обработка тальком. В дальнейшем мы рассмотрим вопросы хранения, ремонта и подбора пары "лодка-мотор". Надеемся, что статья не показалась читателю очень занудной и неинтересной. Если кто-то захочет высказать свои соображения, то автор с интересом их выслушает.