Статьи

Рыболовный гороскоп
Рыболовные гороскопы - поймай удачу!
Видео о рыбалке
Диалоги о рыбалке и прочее
Спиннинги
всё о выборе спиннинга
Катушки
тесты и сравнения катушек
Удилища
телескопические, нахлыстовые, зимние
Наживки
насадки, прикормки, добавки
Приманки
блесны, балансиры, воблеры
Нахлыст
снасти для нахлыста
Снасти
леска, поплавки, грузила
Экипировка
одежда, палатки, рюкзаки
Техника 
Лодки, моторы
Электроника
GPS, рации, эхолоты
Зима
мормышки, ледобуры, ящики
Обмен опытом
секреты рыбной ловли

опубликовано 16 сентября 2007

автор – Капитан Туч

обсуждение статьи – 3 комментария

Последние 200 статей

Надувные лодки

От автора. С продукцией "Рафтмастера" (ныне "Лодки и катамараны") я знаком не понаслышке. Более того, семь лет подряд был владельцем рафта от этого производителя. Правда, с выпускаемыми "Рафтмастером" лодками дела не имел, хотя однажды собрался было купить надувное каноэ "Егерь". Не удалось…

"Егерь", "Скаут" и другие…



В конце 80-х московская фирма "Магрип" (будущий "Рафтмастер") стала одним из ведущих производителей рафтов и надувных каноэ. Если не по объемам производства, то уж по оригинальности конструкторских решений – точно! Взяв за основу наработки американской фирмы "AIRE", "Рафтмастер" запустил в серию несколько видов судов двухслойной конструкции. Уже позже директор этой фирмы признался, что дело было не в забугорном опыте, а в наличии отработанной и, технологически, более простой схемы "катамараностроения".

Что такое "двухслойная" конструкция корпуса надувного судна? Это силовая формообразующая оболочка из плотной ткани, в которой делаются карманы (тоннели) для надувных емкостей. Емкости имеют достаточно условную форму и представляют собой "сосиски", большей, чем тоннели, длины. При нагнетании воздуха баллоны "распирают" оболочку, придавая ей определенную жесткость. Форма кроя оболочки определяет обводы всего судна.

Такая конструкция изначально применялась (и применяется по сей день) в производстве баллонов для сплавных катамаранов. Она имела определенные преимущества в отсутствие качественных тканей, так как обеспечивала большую "живучесть" корпуса. И, безусловно, облегчала жизнь производителям. Поскольку внешнюю оболочку можно было сшить и проклеить швы ПВХ-лентой. Что несколько проще точной склейки или ТВЧ-сварки.

Итак, "Рафтмастер" развернул производство надувных лодок, которые именовались сначала каноэ, затем – байдарками. Сейчас найдено нейтральное определение – лодки. Первая лодка, "Егерь", была, бесспорно, событием. Появилась сравнительно легкая, довольно вместительная, достаточно прочная (в отличие от резиновых прототипов) одно-двухместная посудина, позволявшая грести как байдарочными, так и канойными веслами. На ее основе была даже сделана спортивная модификация, отличавшаяся наличием системы самоосушения дна (самоотлива), под нетривиальным названием "Хот дог". Лодка была достаточно популярна в своем классе, позволяла сплавляться по порожистым рекам до 4 к.с., без риска поломки.

Время шло, "Рафтмастер", используя наработанный опыт, произвел на свет новую лодку – "Скаут". Будучи родной сестрой "Егеря", "Скаут" отличался заостренными носом и кормой. Других принципиальных нововведений не наблюдалось. Впрочем, как и у большинства подобных судов, отличить нос от кормы у "Скаута" сложно.

Еще через некоторое время была выпущена семейная лодка – "Танго", отличавшаяся от "Скаута" большими размерами. Да, собственно, и "Скаут" имеет, так сказать, "размерный ряд" длины корпуса от 3,6 м до 4,7 м при постоянной ширине.

В погоне за "дешевым" сегментом рынка, "Рафтмастер", уже будучи ООО "Лодки и катамараны" (сохранив наименование "Рафтмастер" в качестве торговой марки), разработал и запустил в производство лодки "Рафтмастер-1" и "Рафтмастер-2", более легкие, без надувного дна (используется система пенно-надувных сланей), имеющих коленные упоры.

Остановимся подробнее на достоинствах и недостатках "Скаутов", как наиболее типовой модели надувных лодок "Рафтмастера".

Основные характеристики приведены ниже.

Модель Длина, м Диаметр

баллонов
Ширина, м Грузоподъем-

ность, кг
Объем, м3 Вес, кг
«СКАУТ-3.6» 3.6 0.3 1.0 200 0.6 18 «СКАУТ-4.2» 4.2 0.3 1.05 300 0.8 20 «СКАУТ-4.5» 4.5 0.32 1.05 350 0.9 22 «СКАУТ-4.7» 4.7 0.32 1.1 400 1.0 24


Соотношение длины и ширины корпуса – вполне достаточное для удержания лодки на курсе, даже у модели "3,6". Диаметр баллонов обеспечивает брызгозащищенность гребцов на ровной воде и при небольшой волне.

Грузоподъемность изрядная, позволяющая средних размеров гребцу (гребцам) взять с собой достаточно вещей даже для длительной автономки.

Парусность. Соответствует высоте бортов.

Вес. Вот вес подкачал. Здесь проявляется один из минусов двухслойной конструкции, ибо облегчать лодку можно только в ущерб качеству, т.е. прочности оболочки и баллонов (по этому пути пошли фирмы "Seveylor" и "Mad Dog"). Впрочем, можно использовать качественные, но дорогие ПВХ-ткани типа "кэррингтон", продажная цена "Скаутов" (более 500 у.е.) позволяет это сделать. Но "Рафтмастер", похоже, является приверженцем традиционных отечественных материалов и добрых старых технологий, проверенных десятилетиями.

Сборка судов двухслойных конструкций, по определению, не проста. Производитель рекомендует вставлять баллоны в оболочку в домашних условиях, что, по моему собственному опыту, не избавляет от необходимости "настраивать баллоны" на месте. Последовательность сборки до боли напоминает аналогичный процесс для байдарки "Щука" (см. предыдущую статью), поэтому я не буду заострять на этом внимание. Несмотря на бодрые заявления производителей, сборка судна "с нуля" иногда занимает больше времени, чем сборка "Тайменя" опытным водником.

Кроме того, система карманов для заправки баллонов "внакладку", т.е. когда встречные края карманов перекрываются, при нормальной эксплуатации обеспечивает регулярное попадание песка и грязи внутрь днищевых тоннелей. Помимо эстетического неудобства, это приводит к истиранию баллонов в процессе использования лодки.

Разборка и упаковка лодки проще, но, в соответствии с инструкцией, подразумевает "просушку в течение 3-х дней" и "удаление остатков влаги с помощью фена". После чего, по собственному опыту, неплохо бы еще эти внутренности пропылесосить!

Ремонт. Ремонт внешней оболочки не более сложен, чем на "Таймене", а вот ремонт внутренних баллонов подразумевает их изъятие, просушку, и как следствие, сборку лодки "по новой". Правда, использование различных материалов подразумевает наличие в ремонтной аптечке двух разных видов клея.

Очень мне понравилось в Инструкции предложение: на случай попадания воды внутрь баллона, "разрезать или …расклеить баллон по шву, вывернуть, просушить и склеить снова". Комментировать не буду! Качество материалов и фурнитуры. Оставляет желать лучшего, и это, на мой взгляд, основная проблема "Рафтмастера". Патриотизм здесь, по-моему, неуместен. И если александровская "тэза" по всем параметрам существенно уступает самым дешевым зарубежным аналогам, то ярославскую прорезиненную ткань, на сегодняшний день, используют только "самодельщики".

Применение же примитивных клапанов "фланец с трубкой" обусловлено особенностями конструкции, и не позволяет в полной мере использовать преимущества избыточного давления в баллонах. Что приводит к недостаточной жесткости корпуса.

Качество изготовления. Говорят, стало лучше…

Дополнительные конструктивные особенности, отсутствующие в базовой модели. Фартук – предлагается производителем при условии установки на корпус отдельных деталей, громко именуемых системой "Expedition". Впрочем, его необходимость подвергается сомнению. "Усовершенствованная" система самоосушения дна (Xtreme) – сливное отверстие непонятного назначения, поскольку, в силу "оригинальной конструкции", абсолютно не обеспечивает должную скорость слива воды из кокпита.

Резюме. Неплохая идея (для своего времени), не получившая должного осуществления. Лодка хороша как экспедиционная, семейная (вариант "Танго", 4,5х1,6 м), для порожистых рек не очень высокой категории сложности. Для почитателей двухслойных конструкций, пожалуй, единственно возможный отечественный вариант (не считая малоизвестных лодок фирмы "RIG" из Уфы). Правда, ценник зашкаливает…

Капитан Туч

Обсуждение статьи

8 ноября 2007
Регина
4 сообщения
А бывают надувные подводные лодки?
9 ноября 2007
Директор
33 сообщения
Смотря что надувать
10 ноября 2007
Регина
4 сообщения
Если надуть резиновую женщину - подводная лодка не получится :)

Добавить комментарий

Ваше имя *  email (не обязательно)
Сообщение * 
Антиспам *
впишите эти буквы сюда   или войдите чтобы не переписывать буквы каждый раз
  полная форма ответа

Товары для рыбалки | Спортивные товары | Товары для детей | Товары для строительства и ремонта | Мебель и элементы интерьера