Статьи

Рыболовный гороскоп
Рыболовные гороскопы - поймай удачу!
Видео о рыбалке
Диалоги о рыбалке и прочее
Спиннинги
всё о выборе спиннинга
Катушки
тесты и сравнения катушек
Удилища
телескопические, нахлыстовые, зимние
Наживки
насадки, прикормки, добавки
Приманки
блесны, балансиры, воблеры
Нахлыст
снасти для нахлыста
Снасти
леска, поплавки, грузила
Экипировка
одежда, палатки, рюкзаки
Техника 
Лодки, моторы
Электроника
GPS, рации, эхолоты
Зима
мормышки, ледобуры, ящики
Обмен опытом
секреты рыбной ловли

опубликовано 16 сентября 2007

автор – Р21-85 ЛБ

обсуждение статьи – 1 комментарий

Последние 200 статей

Надувные лодки: эксплуатация и факторы, влияющие на долговечность надувных лодок

Срок службы надувной лодки (НЛ) во многом зависит от ее владельца, от того, насколько правильно он ее эксплуатирует и хранит, и определяется местом, условиями и интенсивностью использования. Практика показывает, что максимальный срок службы НЛ не превышает 15-20 лет и зависит от срока старения прорезиненной ткани. В отдельных случаях надувные лодки выходят из строя в первый же сезон. Чаще всего причиной является грубое нарушение малоопытным владельцем оговоренных предприятием-изготовителем требований к эксплуатации.

К факторам, влияющим на долговечность НЛ, относятся солнце, кислорд воздуха при наличии внутри лодки избыточного давления и влаги. Анализ случаев преждевременного выхода НЛ из строя показывает, что главным из перечисленных факторов является избыточное давление воздуха в камере. Воздух, будучи конструктивным материалом, при излишне большом, сверх допустимого давлении, вызывает серьезные повреждения оболочки.

Опасность представляет не столько само по себе чрезмерное повышение давления при накачивании лодки во время подготовки к спуску на воду, сколько то, что неопытный владелец не учитывает увеличение давления внутри камеры при нагреве. Наполненная ранним утром после ночного холода лодка с восходом солнца начинает нагреваться. При повышении температуры воздуха внутри лодки, он (воздух) стремится расшириться и, поскольку объем камеры практически постоянен, это приводит к опасному повышению давления, а в ряде случаев и к беде – оболочка лопается, лодка теряет плавучесть и, как следствие, теряет остойчивость. Для примера, повышение температуры воздуха с 10 до 45°С вызывает увеличение давления вдвое.

Повышение избыточного давления внутри оболочки может происходить как из-за общего повышения температуры окружающей среды, так и из-за прямого нагрева поверхности лодки лучами солнца. Поверхность оболочки лодок на солнце быстро нагревается (особенно НЛ темного цвета: черных, темно-синих, зеленых, темно-красных) и достигает иногда 75°С.

Вспоминаю давний случай. Отдыхая в Карелии, в районе о. Терву, по незнанию оставил на берегу резиновую лодку черного цвета. Солнце палило, температура воздуха была 25-28°С. Лето 1991 года выдалось теплым. Грибов и ягод в августе "народилось" много. Далеко в лес можно было и не забираться. Отойдя метров 300 от берега, ваш покорный слуга занялся грибной охотой. Не прошло и 15-20 минут, как характерный хлопок "отрезвил" мою голову. Подойдя к лодке и осмотрев результат своей неопытности, я увидел "рану", ремонт которой на берегу не представлялся возможным. Особенно, когда вспомнил, что отправившись за грибами, взял только нож и корзину. Помог случай. Катер стоял в 300-400 метрах, и капитан Ю.М. Павлов тоже слышал хлопок и в бинокль увидел "останки" лодки. После того, как наша робинзонада закончилась, вечером мне пришлось долго думать, как "залечить"рану на НЛ, ведь она была добротно склеена, держалась на солнце из последних сил и рванула по полной программе.

Воздействие повышенных температур, атмосферного кислорода, озона и солнечной радиации приводит к старению резинового покрытия оболочки, деталей из резины и к необратимым изменениям качества материала. Влияние солнечной радиации проявляется главным образом в образовании мелкой сетки трещин на поверхности, которые впоследствии также приводят к изменению технических свойств материала. Опасность представляет попадание влаги внутрь надувных камер лодки, неизбежное при хранениии ее в сыром непроветриваемом помещении или при укладке непросушенной лодки. В большинстве случаев вода внутрь оболочки попадает через клапаны наполнения, например, при промывке наружных поверхностей от загрязнений (в ненаполненном состоянии) или во время наполнения камер воздухом, если в соединительном шланге имелась вода.

Кроме того, на внутренней стороне оболочки влага конденсируется из-за разности температур. Вода внутрь лодки может попасть во время эксплуатации даже через малозаметные повреждения оболочки. Попадание влаги в камеры, имеющие нарушение внутреннего резинового покрытия, вызывает загнивание текстильной основы, что приводит к снижению прочностных свойств материала оболочки, внутренних заделочных лент, перегородок и отслоению резинового покрытия. Эти очень опасные изменения свойств важных деталей лодки практически обнаружить невозможно, а действие их может проявиться в любой момент, например,в аварийной ситуации (когда при повреждении одного из отсеков могут выйти из строя перегородки).

На моторных лодках под воздействием воды происходит коррозия металлических деталей, а также набухание деревянных деталей, коробление и расслоение фанеры. Со временем и, особенно, при нарушении правил эксплуатации НЛ, качество покрытий нарушается, а влага еще и усугубляет нелегкую жизнь НЛ, т.к. вода почти всегда имеется в лодке из-за забрызгивания при ходе под мотором, на волнении, в дождь, при рыбной ловле.

Для лодок, эксплуатирующихся в водоемах с концентрацией соли до 20%, испарение воды под действием солнца вызывает отложение соли на поверхности НЛ. После эксплуатации в соленой воде не лишним будет следующее: ополаскивание НЛ пресной водой, просушка и обработка тальком. В дальнейшем мы рассмотрим вопросы хранения, ремонта и подбора пары "лодка-мотор". Надеемся, что статья не показалась читателю очень занудной и неинтересной. Если кто-то захочет высказать свои соображения, то автор с интересом их выслушает.

Обсуждение статьи

18 октября 2012
Анатолий Иванович
гость
Не без интереса прочитал статью. У меня "Хантер",- т.е. ПВХ, а в статье говорится о резине. Зимой 11-го года я из двух старых палаток( тонкий материал) сшил чехол на лодку, укрывающий её на 90%. Сделал я это из соображений защиты от солнца, ведь в Астрахани летом жара под 40, и на воде почти целый день. Друзья недоумевают и даже посмеиваются, а я уверен в своей правоте. Под чехлом лодка почти не нагревается, т.е. лучше сберегается. Об этом автор статьи и говорит.

Добавить комментарий

Ваше имя *  email (не обязательно)
Сообщение * 
Антиспам *
впишите эти буквы сюда   или войдите чтобы не переписывать буквы каждый раз
  полная форма ответа